Объекты культурного наследия города Смоленска

Собор Преображения Авраамиева монастыря как культурно-просветительский центр Смоленска

sobor-preobrazheniya2

Собор  Преображения  Авраамиева  монастыря,  1755 г., и палаты, XVIII в., — объект культурного наследия федерального значения. В его  состав  входят:  собор Спасо-Преображенский, 1753-1755 гг. (ул. М.  Жукова, 27), кельи монашеские,  1770-е гг. (ул. М. Жукова, 22), кельи настоятельские, 1770-е гг. (ул. М. Жукова, 22),  кельи учительские, сер. 1770-х гг. (ул. М. Жукова, 18), палата библиотечная, 1770-е гг. (ул. М. Жукова, 20), здание семинарии, 1770-е. гг. (ул. М.  Жукова, 27).

Первая постройка комплекса Авраамиевского монастыря появилась в начале XIII века, и сразу же монастырь превратился в своеобразный культурно-просветительский центр Смоленска. Что не удивительно: первым игуменом был Авраамий, уже известный к тому времени праведник. В его обитель принимали только «после великого испытания по книгам». После 1611 года, во времена польского владычества, монастырь пришел в запустение, мощи святого Авраамия исчезли, библиотеку растащили. В XVIII веке был возведен каменный комплекс Авраамиевского монастыря, при нем открыта семинария. Позднее в  ней  учились известный ученый-почвовед В.В. Докучаев и писатель-фантаст А.Р. Беляев. Композиционным центром монастырских построек является соборная церковь Спаса Преображения — наиболее яркий памятник архитектуры в стиле барокко. В нем просматривается заметное влияние украинского зодчества в его повышенном стремлении к нарядности.

Об Авраамии.

Как сообщает «Житие преподобного Авраамия Смоленского», он родился в многодетной семье: у него было двенадцать сестер. С детских лет мальчик выделялся среди своих сверстников. Он не участвовал  в ребячьих играх и забавах, а как только научился читать, — погрузился в чтение книг о святых праведниках, о православной вере. Долгие часы проводил мальчик в храме — раньше всех приходил и позже всех уходил. У Авраамия была память, которая поражала всех окружающих. Он наизусть цитировал Ефрема Сирина и Иоанна Златоуста, читал сочинения латинских и греческих авторов.

Родители решили женить сына, выбрали ему невесту, надеясь вернуть юношу к мирской жизни. Но Авраамий наотрез отказался жениться.      Раздав бедным имущество, оставшееся после смерти родителей, он ушел из города в Богородицкий монастырь. Знания, почерпнутые из книг, природный ум, прекрасные ораторские способности, цепкая память — всё это притягивало к нему мирян, люди приходили послушать его поучительные проповеди, получить дельный совет.  За эту популярность у мирян завистливой братией Авраамий был изгнан из монастыря, после чего вернулся в город и был принят в смоленский Крестовоздвиженский монастырь.

Авраамий был неплохим художником, как и все живописцы того времени, писал иконы на библейские сюжеты. Владел он не только кистью, но и пером. До наших дней дошел его труд «Слово о небесных светилах».

Свои знания и умения смоленский просветитель стремился передать ученикам, которые при его помощи переписывали книги, занимались иконографией. Не обошлось в судьбе Авраамия без недругов и в Крестовоздвиженском монастыре. Они объявили, что тот читает бесовские книги, занимается лжепророчеством. И вообще никакой он не праведник, а, наоборот — еретик. Прихожане поверили этим гнусным наветам, стали требовать расправы над тем, к кому еще недавно шли за советом, чьему слову доверяли, чьи проповеди слушали с замиранием сердца. Объявленный еретиком, Авраамий предстал перед княжеским судом. Он отказался от защиты со стороны, т.е. от адвокатской помощи. Спокойно и убедительно доказал свою невиновность. Тем не менее, на всякий случай его удалили из Смоленска, отправили в ссылку всё в тот же Богородицкий монастырь. Столь неправое решение вызвало гнев сил высших: в течение трех лет в Смоленске не было дождей. Высохли источники, земля затвердела, стала как камень. Начался голод, мор. И тогда горожане вспомнили, как плохо они обошлись с праведником. Отправили к нему делегацию с просьбой заступиться за них, глупых и завистливых. И хотя Авраамий высказал сомнение («Кто я, грешный, чтобы из-за меня Бог прогневался и наказывал?»), всё ж начал молиться, чтобы Бог ниспослал дождь на смоленскую землю. И чудо свершилось: хлынул ливень.

Здание семинарии
(ул. М. Жукова, 27)

Здание стоит в восточной части города в пределах древних городских стен при пересечении сходящихся под тупым углом улиц Фурманова и Маршала Жукова, что отразилось на конфигурации планировки памятника.

Здание принадлежит к памятникам архитектуры XVIII века стиля барокко. Входит в исторически сложившийся ансамбль Авраамиевского монастыря, но находится вне основной группы его строений.

В настоящее время используется под жилье.

Палата библиотечная
(ул. М. Жукова, 20)

Палата библиотечная входит в ансамбль Авраамиевского монастыря и расположена в восточной части города, рядом со стеной смоленской крепости.

Здание представляет собой редкий для архитектуры Смоленска тип библиотечного и келейного здания периода барокко 70-х гг. XVIII века.

В настоящее время здание используется под жилье.

sobor-preobrazheniya1Кельи учительские
(ул. М. Жукова, 18)

Кельи учительские входят в ансамбль Авраамиевского монастыря, который расположен в восточной части города рядом со стеной смоленской крепости. Здание учительских келий расположено западнее здания библиотечных келий. Здание можно отнести к памятникам жилой монастырской архитектуры периода барокко 70-х гг. XVIII века.

В настоящее время здание используется под жилье.