В одном своём очерке В.В. Маяковский отметил: «Новое слово искусства — конструктивизм…впервые прилетело из России». Давайте разберёмся, почему и как это связано со сталинскими пятилетками и архитектурой того времени.
Конструктивизм считался одним из передовых направлений пролетарского искусства.
Основной принцип конструктивизма в своём высказывании выразил Борис Арватов: «… будут не изображать красивое тело, а воспитывать настоящего живого гармоничного человека, не рисовать лес, а выращивать парки и сады, не украшать стены картинами, а окрашивать эти стены».
Конструктивизм как ни один другой вид искусства был непосредственно переплетён с российскими реалиями 1920-х годов.
Народнохозяйственный план, намеченный на 1933-1937 гг., был выполнен досрочно — за четыре года и три месяца. И решающую роль в достижении столь высокого результата сыграл всё тот же «конструктивизм». Ведь новое направление призывало художников сознательно творить полезные вещи. Цель была достигнута, но вот «отметание» неугодного декора при возведении зданий привело к скудному внешнему обличию фасадов строений того времени. Стиль был начисто лишён таинственно-романтического ореола. Куда там, когда народ превратили в такую рабочую силу, которая не требует никаких затрат, легко управляема. Тут не до романтизма.
Здание по просп. Гагарина, 6 принадлежит к памятникам архитектуры конструктивизма. Дом построен под девизом «Пятилетка за четыре года», что отразилось на его конструкции, которая имела вид объединенных цифр «4» и «5».
Курс на целесообразную форму, рождаемую машинным производством, в полной степени отразился в упрощённом декоре фасада здания и «обнажении» самой формы, очищенной от декоративной ручной художественной отделки. Рационализм, технологичность, функциональность, практицизм, тектоничность, фактурность материала – вот те критерии, которыми руководствуются при возведении зданий. Эти понятия становятся главными категориями архитектуры конструктивизма. Даже термин «художник» в то время заменяется словом «мастер».
В настоящее время дом является объектом культурного наследия.
В 1941-45 годах цифра «4» была разрушена. В 1946 году здание восстановили.
Массовое новаторство середины второй пятилетки подтвердило перспективность сооружения этого здания — в настоящее время объект используется под жильё, широкие подвальные помещения и площадь первого этажа активно используются под торговые помещения.