Среди гастрономических увлечений японцев есть блюдо из ядовитой рыбы фугу. Готовить и есть эту рыбу — огромный риск. Ведь одна ошибка в ее приготовлении — и вы отравлены. Гурманы, пробовавшие рыбу фугу, утверждают, что по мере употребления на едока накатывает парализующая волна. Через мгновение дар речи возвращается и начинает двигаться тело. Но ради этого «воскрешения» японцы до сих пор не могут отказаться от этого опасного деликатеса.
В искусстве есть направление, которое сравнивают с этим японским изыском. Оно вошло в историю в XIX веке как стиль эклектика, который в переводе с греч. «eklektikos» означает «способный выбирать». Стиль характерен тем, что не придерживается конкретных рамок и отражает смешение разнородных и порой абсолютно несочетаемых элементов. Помните гоголевскую невесту, которая, планируя идеальный образ жениха, пыталась сочетать в нем губы Никанор Иваныча с носом Ивана Кузьмича и развязностью Балтазар Балтазарыча? Примерно так. Дело в умелом следовании выбранному стилю с примесью фантазии и индивидуальности. Стоит перенасытить здание всего лишь одним стилевым элементом, и ваше творение уже архитектурная безвкусица.
В Смоленске в кон. XIX – нач. XX вв. многие здания были построены в духе эклектики или имели в большей или меньшей степени в фасадном обрамлении элементы эклектичного декора. Среди них ныне являющиеся объектами культурного наследия здания по Витебскому шоссе, д. 6 , по ул. Коненкова, д. 3, по ул. Б. Краснофлотская, д. 1.
Несмотря на их принадлежность к одному стилю, они не сильно похожи друг на друга. Это связано с характерным для духа эклектики фактором, называемым «средства заказчика». Но все же и в скромном декоре этих объектов заметна толика «смертельного риска», присущего эклектике.