Зачем люди идут в парикмахерскую?
Еще Коко Шанель говорила: «Если женщина меняет прическу, значит, скоро изменит жизнь».
17 марта 1943 года две девушки из партизанского полка им. Тринадцати под видом местных жителей прибыли в оккупированный город Смоленск. Это были Зина Наматевс с Лизой Агильяровой.
Для того чтобы выполнять задания партизанских отрядов, необходимо было установить связь с молодежными подпольными группами и создать конспиративную и явочную квартиру. Такой квартирой стала парикмахерская по улице Крупской (ныне Тенишевой) в доме № 4. Лиза Агильярова установила связь с Аней Демченковой, которая там работала. Ане был дан пароль. Когда связной приходил в парикмахерскую, он садился в кресло, за которым работала Аня, и спрашивал: «У вас можно покрасить глаза?» — на что девушка отвечала: «Они у вас и так синие». Задания девушки всегда выполняли быстро, точно и умело, строго сохраняя свою конспирацию. Конспирация была важнейшим условием деятельности подпольщиков. Требовалось особое мужество и бесстрашие, чтобы вести подпольную работу, потому что гитлеровцы особенно жестоко расправлялись с подпольщиками (перед неминуемой смертью их ждали жесточайшие пытки и издевательства).
Народная война в тылу немецко-фашистских оккупантов имела такие огромные масштабы и была столь эффективной, что советские воины по праву называли ее своим вторым фронтом. Героические действия молодых девушек — подпольщиц внесли свой вклад в победу нашей страны. Явочная квартира в парикмахерской просуществовала достаточно долго…
Девушки приходили в парикмахерскую не для того, чтобы изменить прическу – как показало время, они приходили туда, чтобы изменить жизнь всей страны и судьбу ее будущих поколений.
Дом жилой, в котором в 1941 — 1943 гг. находилась явочная квартира смоленских подпольщиков, по улице Тенишевой, д. 4 является объектом культурного наследия регионального значения. На здании установлена мемориальная доска с текстом: «В этом доме в 1941-43 гг. было место явок смоленских партизан». Парикмахерская действует и сейчас.