Летом 1941 года в помещении фельдшерской школы на Киевском шоссе фашистские оккупанты организовали для советских военнопленных так называемый «госпиталь». На самом деле вряд ли в этом учреждении можно было кого-либо вылечить: там был созданы условия, направленные на систематическое уничтожение больных и раненых красноармейцев. Цитата: «…Мороз 30 градусов. Госпиталь не отапливается, оборудован примитивно, переполнен до отказа, больные валяются кучами везде, даже все коридоры заняты, а раненые все прибывают тысячами, медикаментов острый недостаток, уход очень плохой… питаемся супом из неочищенной картошки без мяса и жиров и вареной рожью…» Это – генерал Лукин, командующий 16-й и 20-й армий, герой Смоленского и Вяземского сражений, чьим именем названа одна из улиц нашего города (в ходе Смоленского сражения генерал исключительно мужественно и умело руководил войсками, окруженными в районе Смоленска, чем отвлек значительные силы немецких войск от наступления на Москву, попал в плен под Вязьмой после тяжелого ранения: немцы ему ампутировали ногу, а одна рука осталась парализованной. После окончания боевых действий он вернулся на Родину и – по личному указанию Сталина – репрессиям не подвергался. Михаилу Федоровичу Лукину возвратили ордена и восстановили в звании).
Единственные медицинские процедуры, которые здесь применялись – принудительный забор крови у раненых. И не по 200 граммов, а по литру. Смертность достигала 200 человек в сутки. Всего через «госпиталь» прошло до 100 тысяч раненых и больных красноармейцев. Около тридцати тысяч из них погибли. Погибшие были погребены в общих могилах, расположенных на территории госпиталя и восточнее его.
В 1977 году на месте захоронения (проезд М. Конева, сквер) сооружен мемориальный комплекс, являющийся объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) регионального значения «Братские могилы 30 000 советских военнопленных, умерших в госпитале в 1941 — 1943 гг.».
С западной стороны комплекса установлены три усеченные пирамиды, на которых стоят даты: 1941, 1942, 1943. С востока – бетонная двадцатипятиметровая стена, высота ее два с половиной метра, на стене – текст:
«Пусть же проходят за годами годы,
Вас не забудет страна:
Свято и ревностно память народа
Ваши хранит имена!
М. Исаковский».