В очерке-путеводителе «Город-герой Смоленск» при перечислении мест, напоминающих о борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, упоминается здание «продовольственного магазина по Большой Краснофлотской улице возле Нового моста через Днепр».
Надо сказать, что вопрос продовольствия во время войны стоял очень остро. Планируя захват Смоленской территории, Гитлер хотел быстро уничтожить армии противника и создать плацдарм для наступления на Москву. В ходе сражений посевы, скот, продовольственные склады либо уничтожались, либо захватывались неприятелем и шли на удовлетворение его собственных нужд. В итоге очень быстро сложилась катастрофическая ситуация с продовольствием как в военных отрядах, так и в мирных оккупированных территориях.
«Когда началась война, моя прабабушка, Зуева Гера Андреевна, со своими двумя сестренками и мамой остались в оккупации в Смоленске. Моей прабабушке было 12 лет, а её сестрам 9 и 6 лет. Смоленск в начале войны сильно бомбили. Моя прабабушка и другие смоляне прятались в соборе, его фашисты не бомбили. Рядом с собором находилась макаронная фабрика, в которой на тот момент оставалось много муки и патоки. Когда в город пришли фашисты, бомбежки прекратились. Прабабушка со своей семьей вернулась в свой дом. Во время немецкой оккупации жилось очень трудно, нечего было есть. Было настолько голодно, что дети даже ходили к немцам просить какой-нибудь еды. Однажды они раздобыли на мясокомбинате свиную шкуру. На обратном пути им повстречался немец. Дети очень испугались, но немец оказался добрый. Он отобрал и выкинул шкуру, пояснил, что ее есть нельзя, и дал им три буханки хлеба и котелок супа» — так пишет о войне учащаяся 7-го класса одной из смоленских школ. Танкист Александр Голиков, находясь в окружении, писал своей жене: «У нас даже фляжек нет, воду некуда налить, едим кое-как, от случая к случаю, спать приходится в таких местах, что раньше и сам бы не поверил. Жара, грязь и усталость жуткая».
Рядом с вышеозначенным домом № 4 по ул. Большая Краснофлотская (ныне объект культурного наследия регионального значения «Дом жилой с лавкой»), находится памятное место, где смоленские ополченцы держали оборону от наступающих фашистских войск.
Основной костяк русских войск, действовавших в районе Смоленска, составляли силы 16-й армии. В ее состав входили: 32-й стрелковый корпус, состоявший из 46-й и 152-й стрелковых дивизий. В ночь с 22 на 23 июля в районе кладбища в стыке 129-й и 152-й стрелковых дивизий разгорелись ожесточенные уличные бои. После короткого, но сильного артналета 152-я стрелковая дивизия перешла в наступление. Части дивизии ворвались в Смоленск на своем участке и стали медленно, но уверенно освобождать дом за домом, квартал за кварталом, улицу за улицей. В смоленском «котле» — фашистские пропагандисты трубили об этом на весь мир — варилась совсем не та каша, в которой нуждалось гитлеровское командование. Немецкие солдаты недоумевали, как в условиях неразберихи, хаоса и голода русские так упорно и бесстрашно идут грудью на немецкие позиции. Немцы писали: «Русские сражаются до последнего, даже раненые и те не подпускают нас к себе. Один русский сержант, безоружный, со страшной раной в плече, бросился на наших с саперной лопаткой. Безумие, самое настоящее безумие. Они дерутся, как звери». С точки зрения немцев, сопротивление в районе Смоленска впервые нарушило планы Гитлера. В тяжелых боях увязли 11 вражеских дивизий, нацеленных на Москву. Смоленское сражение проходило с 10 июля по 10 сентября 1941 года. Главным его итогом стала задержка немецкого наступления на столицу. План «Барбаросса»: внезапный удар, молниеносная война — получил серьезную брешь. Армии в районе Смоленска совершили великий подвиг, который не забудет народ. Здесь был сбит темп, заданный врагом. Смоленск показал (а Москва затем доказала!), что блицкриг не вышел.
Памятное место, где смоленские ополченцы держали оборону от наступающих фашистских войск, является объектом культурного наследия регионального значения. На доме № 4 по улице Большая Краснофлотская установлена мемориальная табличка с текстом: «Здесь в июле 1941 года героически обороняли город добровольцы и воины Смоленского гарнизона под командованием полковника Петра Федоровича Малышева. Вечная слава героям».