Сплетенные побеги тюльпанов во фризах, виноградные грозди в основании висячих лопаток, трилистники в круглых обрамлениях, металлические ограждения в виде изгибающихся стеблей и листьев, высокий фронтон сложной, текучей формы с овальным окном и лепными гирляндами, уличные фасады, увенчанные вазонами на ярусных постаментах…
«Это какой-то дворец?» — спросите вы и удивитесь, если вам скажут, что это описание архитектурных элементов смоленских домов, характерных для стиля модерн, мимо которых вы каждый день проходите.
Орнамент модерна имеет целью выразить, сделать ощутимой работу конструкции, внутренних сил, материала, их усилия и динамику. Чувствуется стихийная подвижность и жизненная энергия, пронизывающая и одухотворяющая архитектурные формы этого стиля, как натужно, преодолевая сопротивление материала, вырастают, пробиваются сквозь толщу дерева цветы и травы на мебели, как энергично и стремительно, в вихревом движении закручивается масса парадной лестницы. Линейная или рельефная орнаментация — бесконечно разнообразная по формам, упругая или вялая, струящаяся, плавная и текучая. Предметам или зданиям, выполненным в стиле модерн, присущи качества живого, развивающегося организма, амбивалентного по своей природе, наделенного силами роста, биологической и духовной жизнью. Вздымающиеся, колышущиеся массы, стремительное и плавное движение органических форм, прозрачные и легкие линейные ритмы орнаментики, железных опор и решеток переходят из здания в здание, из материала в материал — из дерева в железо, из камня в штукатурку, из штукатурки в мрамор, из объемных форм в орнаментальные и обратно.
Модерн можно охарактеризовать словами французского искусствоведа Шарля Блана: «…архитектура в высшем ее понимании — это не сооружение, которое украшают, а украшение, которое строят».
Среди строений города Смоленска, характерных для модерна, можно отметить объекты культурного наследия, расположенные по ул. Б. Советская, д. 20 и д. 22, по ул. Ленина, д. 10 и д. 14, по ул. Дзержинского, д.11, по ул. К. Маркса, д. 14.