Здание гимназии № 1 им. Н.М. Пржевальского, расположенное по улице
Ленина, дом 4, имеет давнюю историю. Его строительство началось в 1858 году и продолжалось 4 года. При торжественной закладке присутствовал император Александр II. До революции в домовом храме гимназии в «особом ковчежце» хранились серебряные молоток и лопатка, которыми император сделал первую кладку кирпича.
В 1864 году после завершения строительных работ по внутренней отделке в здание переехала губернская гимназия.
Под бременем нынешних школьных перегрузок современники могут подумать по простоте душевной: в старое время легче было учиться. И будут неправы. На бедного гимназиста знания обрушивались таким бурным потоком, что не всякий мог устоять на ногах. Курс наук включал в себя алгебру, геометрию, физику, географию, статистику, философию, историю, латинский, немецкий и французский языки, право и др. Программой предусматривались и необязательные, но «полезные для юношества» предметы: гимнастика, музыка, танцы, фехтование. Согласно статистике до последнего класса гимназии добирались не все поступившие в нее. Крепкий малый, но не преуспевший в науках, безнадежно махнув рукой, говорил своим огорченным родителям: «Пойду-ка лучше на военную службу!»
Особенно сильно классы гимназии пустели в пору военных кампаний. Старшеклассники-гимназисты уходили в ополчение, поступали в армейские училища. Так было в 1812 году, когда Наполеон приближался к Смоленщине. Так было в середине XIX века, когда началась Крымская война. Не стремились к обучению и в период революционных волнений первой половины XX века.
Согласно паспорту объекта культурного наследия, составленному в январе 1975 года, здание гимназии является памятным местом, связанным с революционной деятельностью гимназистов, с их борьбой с царским самодержавием. В период первой русской революции (октябрь 1905) здесь проводились антиправительственные митинги, распространялись революционные листовки и прокламации. Гимназисты стали инициаторами общегородской забастовки 11 октября 1905 года, явившейся составной частью общероссийской политической стачки.
Есть, правда, между вышеупомянутыми действиями гимназистов одна существенная разница: в первых двух случаях — это была борьба единого государства за его интересы, в последнем — они восстали против самодержавия, благодаря которому, собственно, и получили возможность приобщиться к свету наук. Ведь именно по высокому повелению монарха в далеком 1786 году «с необычайным торжеством» было открыто всесословное и бесплатное Главное народное училище (из которого в 1804 году была образована гимназия). Вот тебе и «отцы и дети».
В настоящее время здание является объектом культурного наследия.
Представляет собой хороший образец архитектуры периода эклектики сер. 19 в. со свойственными этому времени мотивами классицизма и итальянского Ренессанса. Крупные размеры и представительность сооружения типичны для учебных зданий в губернских городах России.
По соседству с главным зданием сохранились две прямоугольные одноэтажные постройки 2-й половины 19 века, имеющие непосредственное отношение к зданию гимназии: жилой флигель при мужской гимназии, предназначавшийся для проживания инспектора (ул. Ленина, 4 (бывш. 2) и надворная постройка (юго-западный флигель) (ул. Ленина, 2а).
В их облике преобладают мотивы классицизма, дополненные приемами периода эклектики.
Жилой флигель при мужской гимназии в настоящее время используется под размещение мастерских МБОУ гимназии № 1 им. Н.М. Пржевальского, надворная постройка (юго-западный флигель) — под размещение администрации МБУК «ЦПКиО «Лопатинский сад».
Оба здания являются объектами культурного наследия.