Для современного города характерны особый ритм жизни, стремление к простоте и свободе выбора. Однако память иногда возвращает нас к временам, когда вычурность и помпезность считались нормой, а не исключением.
Одним из таких периодов является время, когда к власти во Франции пришел Наполеон Бонапарт, а в искусстве этого периода воцарился стиль ампир. С легкой руки Жозефины — возлюбленной Наполеона, портной Леруа начал одевать в платья ампир весь французский императорский двор. Женские наряды той эпохи были очень поэтичны и напоминали античные статуи. Свидетель той эпохи Ф.Ф. Вигель писал: «Если бы не мундиры и не фраки, то балы бы напоминали древние барельефы и античные вазы». Действительно, одежда в стиле ампир делала парижских модниц похожими на древнегреческих богинь.
Однако, что касается архитектуры…
Имперское происхождение стиля в значительной степени сказывалось на выборе материала для воплощения замыслов архитекторов. Так как стиль подчеркивал индивидуальность и помпезность, при отделке зданий активно использовался натуральный камень, дабы подчеркнуть торжественность и элитарность. Ампирные фасады оформлялись рустовкой — декоративной обработкой стенной поверхности, напоминающей кладку из крупных камней и имеющей вид горизонтальных полос равной ширины (точнее — высоты), рельефно выступающих над фоном.
Ампир в Смоленске…
На пересечении улиц Соболева и Тимирязева стоит дом под номером «1». Этот небольшой жилой дом появился в первой половине 19 века и даже по меркам того времени имел скупой декор. Но все же в нем есть своя изюминка — характерный ампирный «оттиск». Его можно увидеть в оформлении оконных проемов, завершение каждого из которых представляет собой фрагмент «ампирной рустовки» с монументальным замковым камнем в центре. Замковый камень также часто выступал в ампире в виде орнаментальной и скульптурной обработки арок и служил ее украшением. Дом интересен как образец жилой городской застройки первой половины 19 века, является объектом культурного наследия.