В архитектуре России последней трети XIX века получает распространение так называемый кирпичный стиль. Простой и практичный способ отделки фасадов приходит на смену непрочной и недолговечной штукатурке.
Рациональность форм, их связь со свойствами материалов определяли характер построек кирпичного стиля. Массовое и дешевое строительство больниц, школ, жилых домов, промышленных сооружений, казарм способствовало его утверждению. Выразительность построек при этом достигалась использованием рельефной кладки, узор которой выделялся пластикой и цветом.
Среди городских общественных построек Смоленска в кирпичном стиле можно отметить тюремный комплекс, комплекс казарм Нарвского полка и комплекс пожарного депо.
Комплекс пожарного депо: каретный сарай, каланча
(ул. Глинки 2а, 2б)
Многие века пожары сильно досаждали городским властям. Один из таких пожаров однажды даже расстроил императрицу Екатерину II, когда во время ее пребывания в Смоленске из-за большого числа иллюминации сгорел дом фаворитки государыни княгини Друцкой-Соколинской.
Наверное, именно по этой причине первый пожарный устав России был разработан уроженцем Смоленской губернии графом А.Д. Шереметевым. Под началом графа в имении Высокое действовала пожарная дружина численностью более тысячи человек. Граф за свой счет выпускал журнал «Императорский вестник пожарного дела в России».
Да и в самом Смоленске в XIX веке существовала хорошо продуманная система противопожарной безопасности. Как только в каком-то районе начинал клубиться дым, над каланчой взмывали черные шары, по количеству которых определяли район пожара. В ближайших приходских церквах звонили в колокола. Помимо пожарных команд, закрепленных за каждым районом, существовали Добровольные пожарные общества, в которых состояли известные жители города. Славились эти добровольцы не только умением тушить пожары, но и музыкальными способностями: имеющиеся при пожарных обществах духовые оркестры были украшением городских праздников.
Может быть, именно эта музыкальность и придает архитектуре кирпичного стиля, периода конца XIX — начала XX веков, в котором построен комплекс пожарного депо, отзвуки классицизма.
В настоящее время объект культурного наследия «Комплекс пожарного депо: каретный сарай, каланча» используется под жилье.
Комплекс казарм Нарвского полка
(гор. Коминтерна 13, 14, 15, 59, 1)
От комплекса сооружений, характерных для строительства военного ведомства периода конца XIX — начала XX веков, хорошо сохранились три двухэтажных корпуса казарм для низших офицеров (дома 13, 14, 15) и одноэтажное здание офицерского собрания (клуб) (дом 59).
В конце XIX века полки русской армии были почти полностью размещены в специально построенных казармах. Строились здания различных размеров, для размещения рот или батальонов. Часто для каждой роты был предназначен отдельный этаж, при этом возле лестницы находились комнаты унтер-офицеров для лучшего контроля над рядовыми. Быт солдат в зданиях казарм был хорошо продуман: благоустроенные помещения, чистые постели, удобные отхожие места, рукомойники. В казарменных столовых строго соблюдались правила гигиены.
В настоящее время здания для низших офицеров комплекса казарм Нарвского полка используются под жилье.
Тюремный комплекс
(ул. Неверовского 1, пр. Гагарина 16)
Здание тюрьмы, расположенное по улице Неверовского, построено в начале XX века в кирпичном стиле, обладает монументальным лаконизмом форм, присущим предреволюционной архитектуре казарм и карательных учреждений.
Обращают на себя внимание входы с д вустворчатыми деревянными дверями в духе модерна, которые ведут в средний блок здания, который, видимо, включал в себя обособленные лестницы: одна для спуска, другая для подъема, — чтобы уменьшить вероятность совместного нападения на конвоиров.
Во всех трех этажах (что необычно для тюремного строительства этого времени) по продольной оси здания проходит коридор с крупными окнами в торцах.
В настоящее время здание используется под жилье, первый этаж под размещение магазинов.